Оценка музейного сообщества
 
Сергей Каменский и команда волонтеров, которую ему удалось привлечь, создали в екатеринбургском (все еще «свердловском») краеведческом музее отличную выставку-исследование о том, что побуждает людей отправляться в путешествия, что их объединяет и разделяет, какие дали и чем их манят, что и зачем они привозят домой на память. Работа проделана титаническая, а если учесть сопротивление среды, незнакомой с такого рода проектами, ориентированными не на результат, а на процесс, так и вовсе геройская. С мягкой гагаринской улыбкой Сергей вовлекает в проект все новые и новые круги участников, протягивая нить за нитью. Год назад я бы сказала, что перспективы открываются лучезарные, но, поскольку сейчас с перспективами у нас все плохо, со свойственной мне мрачностью скажу, что открываются, если не затопчут. Правда, Екатеринбург производит при коротком знакомстве впечатление города, где есть культурные силы, сопротивляющиеся тому, чтобы все в бетон закатать. Очень желаю команде успеха и волшебного появления еще одного недостающего игрока, о котором мы говорили, - на следующем этапе. А также поддержки и благоприятного стечения обстоятельств, перемены ветра и прочего прекрасного.
 
Дарья Агапова (Master of Arts в области истории искусства, исполнительный директор Центра развития музейного дела (Санкт-Петербург), куратор ежегодного музейного фестиваля "Детские дни в Петербурге")
 

 
Первое, что бросается в глаза – на выставке нет «обожествления» музейного предмета. Чемоданы, путеводители и кусочки великих вершин мира кажутся поэтому лучшими друзьями. 
Путеводители столетней давности привязаны на желтые шнурочки, обмотаны как посылки во времена моего детства. Сидишь себе в кресле из чемоданов, а рядом – первый екатеринбургский автомобиль начала XX века, хочется забраться и в него тоже, но внутренний голос останавливает. Мне бы, кажется, даже разрешили подержать пингвина, если бы он согласился вылезти из своей коробки.
 
Иногда на рациональном уровне трудно разобраться, где подлинники, которые вроде бы «нельзя трогать», а где копии. Тем не менее, внутреннее чувство уважения перед временем почему-то не позволяет посетителям, да и мне, лепить наклейки и ставить печати туда, где стоит учетный номер на обороте .... Подробнее
 
Юлия Глазырина (заведующая отделом природы Пермского краеведческого музея, куратор Музея пермских древностей)
 


 
 
Спасибо за чудесное путешествие. Отличные находки! Много желаний разбудили и разворошили кучу воспоминаний!!!
После выставки ощущение распахнутости мира и доброжелательности. Нет никаких ограничений, нет границ и весь мир открыт перед тобой. В этом Мире все для тебя: и кресло-качалка, и рюкзак, и снаряжение альпиниста, и даже грустная дверь в "несостоявшееся".  
В этом мире нет врагов и опасностей, а есть партнеры и приключения.  
Спасибо Вам за такой добрый проект!  

Нинель Бритвина (зам. директора по научной и экспозиционно-выставочной работе Музея истории Екатеринбурга) 
 

 
Выставка располагает к общению, даже если ты пришел сюда один. Здесь так много собеседников в лице создателей и участников выставки, так много вопросов, заставляющих услышать самого себя, свои тайные мечты. Атмосфера студенческая, неформальная. Читается забота о посетителе, а не просто стремление поставить галочку "еще одна выставка", может поэтому тянет разложить коврик и прилечь среди всего этого чемоданного разнообразия. В общем, чувствуешь себя, как дома.
Что касается минусов - я не могу их вычленить, возможно сказывается недостаток профессионального опыта. Одно понимаю, что работа проделана колоссальная.
 
Наталья Ельнякова (директор Сухоложского историко-краеведческого музея)
 

 
Проект замечательный! Необычный, вдохновляющий, увлекающий. Одна из самых важных идей проекта в том, что каждый зритель чувствует себя главным героем экспозиции и всех тех историй, в которые он погружается внутри проекта. И эта идея прекрасно реализована. Все 5 залов провоцируют внутренний диалог зрителя с самим собой, внутреннюю циркуляцию воспоминаний, впечатлений и эмоций. И одновременно все 5 залов дают прекрасную возможность (и даже не дают, а настаивают) выплеснуть все свои впечатления и соображения в проект. Что касается конструктивной критики, то с моей точки зрения, проект был бы еще более успешным, если бы залы хотя бы немного отличались визуально друг от друга - немного разный дизайн или хотя бы разное колористическое решение сработали бы на это, и тогда разные темы залов выглядели бы более артикулированными. Для меня лично как для зрителя было многовато текста и мелких деталей, одновременно недостаточно монументальности и лапидарности. Но, возможно, это особенности индивидуального восприятия. Отдельно хочу обратить внимание на очень хорошую, исключительно полезную и приятную по ценам сувенирную продукцию проекта!
 
Дарья Костина (куратор Музея Б.У.Кашкина, г. Екатеринбург)
 

 
Проект Свердловского областного краеведческого музея создал на грант Благотворительного фонда Потанина одну из лучших в регионе выставок этого года - «Искусство путешествий» - на сегодняшний день это факт культурной жизни Екатеринбурга. Проект направлен на интерпретацию и актуализацию коллекций музея и коммуникацию с посетителями, что тоже очень важно для наших реалий. Реализован он под руководством Сергея Каменского. Сергей - историк, он читает курс по туристической тематике в ряде вузов города. Логично, что идея исследовательского проекта в выставочной части реализована в духе культуры участия. Благодаря этому заглавный краеведческий и самый классический и традиционный музей нашей области освоил новые отношения с публикой. Очень хочется верить в то, что этот опыт, как первый полет в космос (Дарья Агапова сравнивала Сергея в своем отзыве с Гагариным), станет примером и образцом новых взаимодействий с публикой и что в нашем городе появятся еще такие проекты, в которых на стадии подготовки запланировано соучастие горожан в выставке.
 
Профессиональная актуальность и значимость этого проекта, на мой взгляд, и в том, что он очень ярко показывает тем, кто хочет видеть новую реальность взаимодействия с публикой. Об этом уже недостаточно просто говорить. Это сегодня назревшая необходимость. Наши посетители готовы к соучастию. А вот насколько готовы музейщики к вторжению посетителя в святая святых, в работу над выставкой и экспозицией. Проект Сергея Каменского показывает, что, несмотря на внутренние сложности и трудности, отдельно взятые музейные сотрудники готовы и хотят сотрудничать с посетителями и создавать совместные проекты.
 
Реализация проекта «Искусство путешествий» в Екатеринбурге способна создать ту центробежную силу, от которой повысится радиус действия музейных проектов нашего города, созданных в парадигме культуры участия.
 
Чтобы обсудить проблемные вопросы подобных проектов и привлечь к ним внимание, наш музей в рамках конференции «Дергаческие чтения 2014» пригласил специалистов и заинтересованных лиц принять участие в работе секции «Музей в культуре участия».
 
Королева Виктория, ученый секретарь Объединенного музея писателей Урала (Екатеринбург)
 

 
Очень позитивная, «теплая» выставка! Очень жаль расставаться! Очень  благодатная для работы с детьми и подростками! Необычно организованное пространство развивает фантазию, исследовательские и социальные навыки. Девиз выставки « Объединяем людей в их страсти открывать мир» действительно воплотился! И это всем нам жизненно необходимо!
 
Коновалова Л.А., зав. Отделом истории повседневности Свердловского областного краеведческого музея