4.3 РЕШАЙТЕСЬ!

 

На смертном одре мы будем жалеть о двух вещах –
что мало любили и мало путешествовали

Марк Твен

 

Сегодня я услышала очень хорошую фразу
«Границы лишь внутри тебя, в твоей голове».
И действительно, человека от его мечты отделяет лишь он сам
.

Александра Болтенкова, посетитель выставки

 

 

За правой створкой этой двери скрывается эта удивительная история.

 

Открытка простояла всю жизнь на кухне у этой семьи и стала определенным символом нереализованной мечты. Утешением стало лишь то, что на большом белом теплоходе в путешествии оказались дети этой семейной пары.

 

Как много из нас, имея на старте биографии большие планы в освоении мира, так и остается дома и изредка, проходя мимо висящей на стене карты мира, вспоминает о несвершившемся.

В последние день выставки трогательной историей поделилась с нами одна пожилая посетительница: «Я обожаю по вечерам залазить на второй этаж своего двухэтажного домика на даче. Сажусь перед большой картой мира и начинаю путешествовать.  Рассматриваю далекие страны, перебираюсь от города к городу, мысленно переплываю океаны и сплавляют по великим рекам. Я могу так путешествовать часами. Порой сын зовет меня на первый этаж ужинать. Но оторваться от этой захватывающего путешествия по дорогам мира невозможно. Я говорю ему: «Подожди, я еще не вернулась».

 

Но есть те, кто так не может. Им хочется по-настоящему вдохнуть полной грудью воздух других мест, оказаться посреди безбрежного океана, слиться с шумом ветра и гулом парусов, руками прикоснуться к земле дальних стран. Мечта прожигает пространство, изменяет жизнь вокруг человека. Судьба предлагает удивительный шанс.  Важно ждать его с открытым сердцем. Не пройти мимо.

 

В 22 года после армии Валентину Синельникову предложили отправиться в путешествие, в которое сегодня верится с трудом. Он не думая согласился на абсолютную авантюру.

1 мая 1991 г. от уральского села Коуровка на реке Чусовая стартовали 2 парусных катамарана "Калининец" и "Остров Свободы". Среди прочих их выделял пункт назначения – Барселона!

Катамараны прошли Чусовую, Каму, Волгу, Волго-Дон, Азовское море, а в начале августа 1991-го вышли из Феодосии в сторону Босфора.

 

 

Когда Черное море осталось позади, и мы вошли в Босфор, мир для меня стал объемным и очень ярким, как будто после лампового телевизора с плохим изображением вдруг увидел экран 3-D кинотеатра.

А потом были 7-бальные шторма и мы чудом не утонули в Средиземном море.

 

 

На Липарских островах (в Тирренском море к северу от Сицилии) останавливаться не хотели, но глупо было болтаться рядом с ними в полный штиль, и, заведя движки, мы вошли в бухту острова Вулканьо.

Когда собирались отчаливать, неподалеку от катамаранов резко затормозил небольшой джип, и оттуда выскочил патлатый мужик, голый по пояс, весь в не очень приличных наколках. Немного косолапо он пробежал разделяющее нас расстояние и начал выражать бурный восторг, кидаться на шею и пытаться целовать. Так как ни по-русски, ни по-английски он даже не пытался говорить, непрерывно восклицая что-то на итальянском, мы шарахались от него, пока не разобрали слова "итальяно коммунисто", и не увидели золотые серп с молотом на массивной золотой цепи. После этого решили, что проще "отдаться".

Зовут коммуниста Франко Гитто. Он отвез нас к себе домой, и нам всем сразу захотелось быть итальянскими коммунистами. Большой дом на райском острове, две машины. Двор заставлен скульптурами работы хозяина, основной темой которых были сцены интимных отношений хозяина и хозяйки. Скульптор, поэт (подарил сборники своих стихов с подписью), спортсмен (на постаменте - спортивный велосипед, и все стены увешаны медалями).

 

В центре Франко Гитто с супругой,
справа – руководитель похода Юрий Самарин, слева – Валентин Синельников

 

Сидели кружком за столом, и Франко Гитто объяснял, что он, как настоящий русский коммунист, старается пить много, и каждый день, но плохо получается, так как необходимо работать. Что ему очень тяжело вести партийную работу, так как на острове два коммуниста - он и его жена. Он - председатель коммунистической организации острова, жена - секретарь, и даже привел сравнение - как Ленин и Крупская.

Долго пели итальянские песни, типа "О, соле мио!", не испытывая никаких затруднений со словами. На прощанье подарили огромный советский флаг с военного корабля, в котором хозяйка, завернувшись, сразу потерялась, кучу советских значков. Я подарил красный червонец с Лениным. Франко тут же заорал: "Мамма миа!" и расцеловал купюру со всех сторон.

Такое возможно было только в Советском Союзе? Фактически без средств, только на энтузиазме и знакомствах спроектировали и построили пять судов (4 проекта), отработали выход за рубеж прямо с дикого пляжа. Денег с собой на 12 человек – 600 у.е. Средств связи - никаких, кроме фонариков. Навигация: приемник ВЭФ, секстан с бортовой «ЭВМ» - программируемым микрокалькулятор МК-52 (отечественного производства). Утром делал первый замер высоты солнца, в обед второй, и еще 2 часа «ЭВМ» считала широту и долготу. При этом из профессиональных моряков на катамаранах было только 2 человека.

 

 

Такие путешествия даром не проходят.

Валентин Синельников связал с парусами всю свою жизнь. Сейчас он работает в Екатеринбурге на верфи «Spray», где строит парусники и бороздит на них моря мира.

 

 

В 2010 г. уже в роли шкипера Валентин зашел на остров Вулканьо второй раз. Франко Гитто обрадовался ему как старому знакомому и подарил еще одну книгу своих стихов.

 

 

А нам Валентин подарил ролик для последнего зала нашей выставки. Ролик, который прислал ему благодарный путешественник, когда-то купивший у них яхту и бороздящий на ней озера России. Фильм, который стал знаковым для нас и многих посетителей выставки.

 

 

В 24 года студентка Гуманитарного университета Анна, ничего не подозревая прочитала статью о путешествиях в глянцевом журнале Стольник. Статья повествовала об истории одного путешественника из США, который в какой-то момент своей жизни осознал, что его детская мечта открыть мир никогда не состоится в силу его нерешительности и разных сомнений. Он решился, и это изменило его жизнь. А статья изменила жизнь Анны.

 

 

С тех пор, я решила, что буду путешествовать, перестану бояться нового и неизведанного. Буду любить этот мир и все в нем. Наверное, людей постоянно что- то останавливает, они отказывают себе в удовольствии узнать и попробовать что- то новое. Путешествие расширяют кругозор, делают твою жизнь ярче. 

Прошло 3 года с тех пор, как я решила путешествовать. За это время я прыгнула с парашютом в Башкирии в Мензелинске, покаталась на слонах в Тайланде, кормила жирафов (они безумно красивые), побывала в Непале, совершила восхождение на Аннапурну, была в ОАЭ.

Мир прекрасен и удивителен! В Таиланде в Буддийском монастыре мне рассказали о способе определения судьбы по дню недели, в который человек появился на свет. Как оказалось, путешествия, поиск нового – это мое предназначение – ведь я родилась в пятницу.

 

В 30 лет рабочий Верхнетуринского металлургического завода Дмитрий Петунин прочитал в газете о первом в истории человечества автопробеге Пекин – Париж (1907). Одна из машин проходила через Екатеринбург. Мы не знаем, видел ли он ее и общался ли с ее отважным водителем, но он был поражен и вдохновлён на создание своего собственного автомобиля. Мечта о покорении пространства на этом железном коне пришлась ему по сердцу. В 1914 году он собрал свой автомобиль.

Он был сделан почти весь из дерева. Мотор у него был одноцилиндровым. Блок цилиндра собран из батарей парового отопления. Мощность двигателя — 6 л.с. Машина перевозила до 20 пудов груза, развивала скорость до 10 километров в час. Мотор работал на бензине, а впоследствии был приспособлен и к древесному топливу.

Далеко он на нем не уехал. Преимущественно использовал для грузовых перевозок в Верхней Туре. Но все равно, нам кажется, чувствовал себя сопричастным тем автолюбителям, которые решились на вдохновивший его трансконтинентальный автопробег.

Мечтать объехать мир на своем автомобиле есть у многих и сегодня. Но, возможно, кому-то из них тоже нужен случай, повод, чтобы сдвинуться с места. Хочется верить, для кого-то на нашей выставке им стал этот Автожурнал.

 

В 33 года на кругосветное путешествие решился первый рассказчик нашего проекта Андрей Шевченко. На встрече в музее он рассказал о том, что с детства мечтал сделать это. Но жизнь шла, а ничего не происходило, и он как в детстве был чрезвычайно далек от того, чтобы побывать в таких разных, но таких удивительных местах этого мира. 33 – это опасный возраст. Андрей решил – если не сейчас, то когда?

 

 

В 54 года отважился на свое главное путешествие в жизни Георгий Левитский.

Что могло его подвигнуть, мы можем только догадываться. В такие годы уместнее было смотреть в стереоскоп и изучать дальние страны по тем многочисленным книжкам, которые были в библиотеке его отца.

или отдыхать на даче под Екатеринбургом.

Но видимо всю жизнь ему что-то не давало покоя. Навязанная отцом профессия и биография не принесли душевного удовлетворения. Дальние дороги звали его. Может быть мечта родилась во время его учебы в Санкт-Петербурге, когда он мог хоть каждый день видеть, как корабли уходят от причалов в дальние плаванья. Или он все-таки прочитал «Вокруг света за 80 дней», роман который по стечению обстоятельств был опубликован в России в год смерти его молодой жены.

 

 

При этом поступил он весьма необычно. Устроился в Кронштадте флотским священником на крейсер «Саратов» и на нем совершил путешествие до Японии, побывав по пути в Китае, Японии, Сингапуре, Египте, на о-ве Цейлон.

 

 

Вернувшись в родной город, Левитский представил свою коллекцию сувениров на выставке в музее Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ). После ее окончания Георгий Игнатьевич безвозмездно передал многие экспонаты в музей УОЛЕ (сегодня Свердловский областной краеведческий музей).

Через 12 лет после возвращения из этого путешествия Георгия Левитского не стало. Он успел реализовать свою мечту.

 

А сколько сейчас вам? Может быть уже пора…

 

 

 

Поделитесь своим мнением, идеей, историей