3.4. Добавление посетителями своих историй и артефактов в рамках уже заданных тем выставки

 

ИСТОРИЯ 1.

Мы использовали массовое распространение листовок с призывом включиться в наполнение выставки. Листовки имели формат А5 и распространялись в филиалах музея, в Свердловской областной универсальной научной библиотеке им. В.Г. Белинского, в нескольких турфирмах-партнерах.

С точки зрения полученных артефактов и историй результат оказался равен нолю. С точки зрения продвижения и восприятия проекта эта акция имела какой-то эффект. По крайне мере, мы потом не раз слышали о том, что люди узнали о проекте именно из этой листовки.

 

ИСТОРИЯ 2.

Более продуктивным оказалось собирание фотографий и историй для раздела «Что удивило вас в путешествии». Сбор материалов шел через социальные сети и крупнейший городской форум E1. В нашей группе «Вконтакте» был вывешен призыв «поделиться» и представлен пример текста, сопровождающего фотографию. Большую поддержку оказала одна из посетительниц тест-драйва выставки (подробнее в 3.8), которой очень хотелось поучаствовать в проекте. Эта задача оказалась ей интересной, и при чрезвычайно широком круге знакомых легко выполнимой. В результате за неделю мы собрали более 50 действительно интересных историй и фотографий, большая часть из которых затем была представлена в выставочном пространстве.

 

Удивили свечи с лампочками в одном из храмов Генуи. Бросаешь монетку
в автомат - загорается лампочка. Очень современно. Архипова Юлия

 

Интересный опыт по такому собиранию историй для выставки был собран в ходе реализации проекта «Найди себя в Находке», победителя конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» в 2012 г.

Город Находка относится к категории «новых городов», построенных после Второй Мировой войны. Похожие друг на друга поселения стараются сформировать собственную идентичность, а также найти отличительные черты, присущие им одним. Проект «Найди себя в Находке» стал площадкой для разговоров о том, как горожане «нашли» и продолжают «находить» себя в родном городе.

В рамках реализации проекта музей пригласил жителей Находкинского городского округа принести значимый лично для них предмет или документ, с которым связано их осознание себя жителями Находки. Рассказать о событии, определившем для этого человека дальнейший выбор места жительства и работы, направление личной жизни и судьбы своих родных и близких, важный шаг на общественном поприще или в трудовой деятельности.

В обмен на безвозвратное дарение музею своего экспоната гость музея получал плитку шоколада от компании «Приморский Кондитер». Историю записывали на видео, также даритель заполнял формуляр на принесённый им экспонат.

В результате проекта из собранных предметов ко Дню города была открыта новая музейная выставка, ставшая еще и местом встречи с героями экспозиции[1].

В целом это очень близко к идее Pop Up Музея – в том формате, который развивает Музей искусств и истории в г. Санта-Круз (Santa Cruz Museum of Art & History (MAH))[2].

Pop Up музей рассматривается кураторами MAH как временная выставка, созданная людьми. Она работает следующим образом: выбирается тема и место, затем люди приглашают поделиться и принести тематические артефакты. Участники пишут этикетки для своих предметов и оставляют их на выставке. Обычно выставка длится от нескольких часов до одного дня. Возникая обычно в нетрадиционных для искусства пространствах, Pop Up музеи фокусируются на объединение людей в общении через истории, искусство и артефакты[3].

 

 

Не менее интересен и опыт MAH в реализации больших экспозиций, основанных на коллекциях и историях местного сообщества. Сошлемся здесь на опыт создания выставки «Что собирает Санта-Крус».

Мы сотрудничали с членами сообщества, чтобы выявить источники содержания и развития выставки. Мы разыскали столько людей, сколько мы могли и разработали большую таблицу, чтобы мы могли оценить их возможности. Мы хотели разнообразия по нескольким параметрам - истории, типы, размеры и масштабы коллекций, их ценность, возраст коллекционера, его пол и местожительство. Нам повезло иметь группу кураторов с различными интересами и обязанностями – в то время как я заботилась больше всего о сборе историй, наш куратор Сьюзан была помешана на эстетике объектов, а наша куратор-историк Марла была сосредоточена на новизне и разнообразии коллекций округа. Так как мы хотели показать их истории коллекционирования и отношения к своим коллекциям, мы взяли интервью у всех коллекционеров. Мы записали их истории и создали этикетки, сочетающие их слова и наши кураторские комментарии о том, почему они начали собирать что-то. Также наш фотограф - волонтер, Тони Грант, снял каждого коллекционера с его / ее коллекцией. 

Мы работали с добровольцами и стажерами также для того, чтобы создать звуковое сопровождение, посвящённое коллекциям. Один доброволец нахватал интересных историй на блошином рынке, а другой расспросил людей на улице о воспоминаниях, которые они хранят (для начального наполнения одной из зон участия на выставке).

Также мы поработали совместно с творческой группой антропологов и археологов, создавая про них небольшую выставку на основе уже существовавшей у них экспозиции о том, как они работают с объектами их исследований. Мы согласились взять артефакты с их первоначальной выставки, но поработали с ними, чтобы переписать этикетки и сместить акценты, чтобы соотнести их с темой «Что собирает Санта-Крус». Это было партнерство, направленное на достижение общего успеха. Для антропологов было важно, что мы разрушали существовавший о них стереотип как «коллекционерах» или «охотниках за древностями». Для нас же было важно показать в их профессии человеческий аспект: как они выбирают те или иные темы для работы (специализации и «коллекционирования»)[4].

 

ИСТОРИЯ 3.

Достаточно продуктивным для нас оказалось общение с посетителями во время тест-драйва первого зала выставки (подробнее об этом в 3.7). Мы не столько рассказывали, сколько спрашивали людей, разговаривали об их опыте. В результате мы собрали десятки новых историй и артефактов, некоторые из которых потребовали изменения существующей структуры выставки.

Это, возможно, самый простой путь включения зрителя. Возможность обратиться к опыту посетителей есть у авторов, экскурсоводов любой выставки. Выставки, которая может открываться с несколькими пустыми витринами, наполняясь во время работы  историями ее посетителей.

Подробно этот путь мы рассмотрим в 3.8.

 

 

Поделитесь своим мнением, идеей, историей