Главная » Статьи » Менеджмент |
Проект «Искусство путешествий» в 2013 г. стал победителем конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина в номинации «Музейные исследования»… Основными продуктами проекта должны стать выставка, мобильное приложение (виртуальный музей путешествий) и онлайн-сборник материалов, касающихся реализации проекта. Идея проекта возникла после знакомства с коллекцией Свердловского областного краеведческого музея (г. Екатеринбург) из более 300 артефактов, привезенных одним из горожан из путешествия от Кронштадта до Японии в начале 20 века («Восточная коллекция»). Эта коллекция была представлена зрителю на выставке под названием «Очарование Востока» еще в 2009 г., но не имела широкого резонанса. Подача этих артефактов в контексте культуры Востока или отдельных зарубежных стран не заинтересовала зрителя города. Выяснилось, что аналогичная проблема есть и в других краеведческих музеях России, где «восточные» коллекции подаются через другие, но тоже мало работающие ракурсы. Данная ситуация, на мой взгляд, - это производное от более серьезной проблемы закрытости музея, работающего, преимущественно, в режиме монолога. Тематика выставок задается не зрителями, а музейными специалистами и часто не соответствует запросам посетителя, не связана с его жизнью и увлечениями, волнующими его проблемами. В силу этого взрослый потребитель за смыслом, за со-бытием чаще ходит на спектакль, в кино или на концерт, а не в музей. В качестве основы новой актуальной интерпретации данной коллекции выступила тема Путешествия как явления в исторической перспективе и современности. В основе проекта – исследование современной культуры путешествий, актуальных культурных практик, вопросов, потребностей современников в этом контексте. Полученные выводы положены в основу исторических исследований. Прошлому задаются вопросы, интересные современникам, позволяющие им понять себя, осмыслить свой опыт. Идет поиск вневременных тем, связывающих людней разных эпох. Таким образом, значимость проекта связана с тем, что на конкретном материале решается вопрос актуальной реинтерпретации музейных коллекций, создания на их основе привлекательного культурного продукта, а, следовательно, повышения качества музейной городской среды. В качестве основных продуктов проекта заложены выставка, мобильное приложение (виртуальный музей путешествий) и он-лайн сборник материалов, касающихся реализации проекта. Схема реализации проекта Проект реализуется с июля 2013 г. по август 2014 г. Мероприятия разбиты на три основных этапа: исследование и проектирование, создание продукта проекта и анализ достигнутых результатов. В рамках первого этапа (июль 2013 – март 2014 г.) реализованы:
Конкретизируя: - проведено 12 мозговых штурмов и фокус-групп по разработке и обсуждению концепции выставки с представителями городского сообщества – любителями и фанатами путешествий (более 100 человек); - получен отзыв на концепцию выставки более чем от 300 человек (преимущественно, 20-40 лет); - проведены индивидуальные интервью с 30 известными путешественниками Екатеринбурга, собрано несколько десятков артефактов и историй; - запущено в производство мобильное приложение для выставки «Искусство путешествий»; - проведен конкурс на логотип проекта (на российской краудсорсинговой площадке Godesigner.ru) – более 125 решений со всей России (13-27 сентября 2013). Основным результатом данного периода стало создание и открытие в режиме тест-драйва первого зала выставки. По результатам показа был сделан вывод о том, что выбрано правильное направление реализации проекта. Выставка превосходит ожидания посетителя, вдохновляет на новые Дороги, позволяет задуматься о собственном опыте путешествий. Активно работают все созданные нами зоны участия - люди добавляют свой контент, пишут, рисуют, а главное начинают общаться между собой! Таким образом, основные заложенные идеи работают. Хуже обстоит ситуация с вовлечением в проект других музеев региона. В проекте на сентябрь 2013 г. было заложено проведение образовательного семинара для исследователей заинтересованных в партнёрстве музеев, который позволил бы взглянуть на тематические артефакты из их коллекций в контексте истории и социологии туризма, истории повседневности, современных туристских трендов. Результатом должна была стать серия параллельных исследовательских проектов музеев-партнеров, обсуждение их результатов на форуме в Интернет и презентация вновь открытых артефактов на выставке «Искусство путешествий». Реализовать данный семинар не удалось по двум причинам – минимальной заинтересованности музеев в реинтерпретации своих коллекций в контексте нашей проблематики, отсутствия времени на поиск партнеров у ответственного за это члена нашей проектной команды. В тоже время родилась идея другого мероприятия, которое могло бы объединить усилия музеев региона. 2-3 декабря 2013 г. был проведен образовательный семинар «Актуальные стратегии взаимодействия с музейным посетителем. Музейный краудсорсинг («культура участия») и продвижение в социальных сетях». В нем приняло участие более 50 человек - представители более 20 музеев Екатеринбурга и Свердловской области. В качестве ведущих семинара выступили:
На семинаре шел разговор о практиках и стратегиях диалога музея со зрителем, вовлечения посетителей в участие в музейных проектах. Именно этот партисипативный подход, как уже указывалось, является ключевым для проекта «Искусство путешествий». Нам было важно понять, насколько эта тема понятна и актуальна для музеев региона, найти партнеров для развития подобных проектов. Особенно острыми оказались выступления Ирины Лейфер, которая задела музейщиков за живое. Она артикулировала модель музея, признающего актуальную жизнь и культурные практики, мнения и истории современников не менее значимыми, чем артефакты в фондах и мнения научных сотрудников. Показывала десятки европейских примеров, когда музеи, принявшие такую позицию, взамен получали совершенно другое качество взаимодействия с аудиторией, становились местом общения местного сообщества. Многие уральские музейщики оказались не готовы к такой логике развития музея. Идея отказа от монологической, экспертной позиции музея в пользу диалога с аудиторией, изучения ее интересов и вовлечения в процессы музейного проектирования частью участников семинара была воспринята в штыки. В тоже время, выделилась группа музейных профессионалов, которые высказали мысль о том, что «культура участия» - это то, к чему они неосознанно двигались многие годы. Основными мотивами, которые обусловили интерес музейщиков области к партисипативным проектам, оказались потребность работать более интересно и профессионально, желание, чтобы люди уходили и приходили в музей с горящими глазами, чувствовали, что музей существует для них. Для обмена опытом и поддержки совместных проектов в духе «культуры участия» была создана группа Вконтакте (vk.com/museum.for.people). В качестве объединяющего всех стартового проекта стала работа над проблематикой путешествий, актуальной для современного общества. Отправной точкой стало выявление тематики, интересной местным сообществам каждого музея. Так, например, возникла тема восприятия мира и путешествий жителями закрытых городов, для которых до сих пор недоступны поездки за границу (Музейно-выставочный комплекс г. Лесного), тема заграничных командировок специалистов уральских заводов в эпоху СССР (ведомственный музей ОАО «Уралхиммаш»), тема современных уральских писателей как путешественников (Объединенный музей писателей Урала). Безусловно, это не готовые темы, а лишь предмет для обсуждения с посетителями музея и местным сообществом. Возможно, они вызовут у людей живой интерес и желание поделится, поговорить об этих вещах. Результатом же этих разговоров могут стать параллельные выставки, документированные личные истории или виртуальный музей путешествий. В рамках реализации этого направления 27 марта 2014 г. в Объединенном музее писателей Урала состоялась встреча с писателями «На чемоданах». Собранные на ней истории, артефакты будут представлены на выставке «Искусство путешествий», войдут в создаваемый нами тематический альбом «Маршрутами русской интеллигенции». Ресурсы для реализации проекта В фонде Потанина на реализацию проекта было получено 965 т.р. Дополнительно были привлечены средства от Министерства культуры Свердловской области. Во многом это удалось сделать благодаря поддержке Министерством созданного в ноябре 2013 г. Центра инновационных музейных технологий Свердловского областного краеведческого музея, для которого проект «Искусство путешествий» является своеобразной образовательной и инновационной площадкой. Привлеченные от Министерства 600 т.р. пошли на создание виртуального музея путешествий Свердловской области и мобильного приложения проекта. Это позволило перераспределить средства и увеличить затраты на создание выставки. В реализации выставочного проекта большую роль играют собственные ресурсы музея – выставочное оборудование, экраны, проекторы, плазменные панели. Самая большая сложность в реализации проекта связана с недостатком кадровых ресурсов. Одной из проблем реализации проекта является тот факт, что в музее, несмотря на неоднократные попытки, не удалось сформировать полноценную проектную команду. В большинстве случаев сотрудники не отказываются участвовать в проекте, но и не проявляют инициативы, ссылаются на недостаток времени. Проект предполагает диалог с сообществом, полевые антропологические исследования и работу с путешественниками Екатеринбурга, фокус-группы и мозговые штурмы со зрителями. Это направление работы по проекту оказалось неактуальным для сотрудников музея, что также усложнило решение поставленных задач. В связи с этими аспектами формирование команды заняло достаточно продолжительный период. Большую часть первого этапа реализации проекта руководитель был существенно перегружен, выполняя целый ряд дополнительных задач, которые в проектной заявке предполагалось возложить на сотрудников музея. Проектом в музее кроме руководителя проекта реально занимается 2 человека (обе позиции заявлены в проектной заявке). Это координатор 1 (переговоры с музеями, ведение документооборота) и координатор 2 (исторические исследования и работа в фондах). Первый из них перегружен собственной работой, что не позволяет уделять реализации проекта достаточно времени. Отчасти это связано с неучтенными обстоятельствами - увеличением его рабочей нагрузки в связи с созданием на базе музея новой организационной единицы, руководителем которой он был назначен. Также в подготовке тестового зала выставки активное участие принимал музейный дизайнер. Однако в силу разных причин дизайнерская работа над остальными залами проекта потребовала привлечения внешних специалистов, что значительно увеличило себестоимость проекта. Ядро команды составляют внешние исполнители. Постоянным и наиболее активным членом команды является сценарист и концептуальный дизайнер выставки (Татьяна Юрьевна Быстрова, доктор философских наук), который работает в команде проекта с июля 2013 г. В январе 2014 г. принято решение о привлечении внешнего PR-специалиста и специалиста по культуре повседневности (работа над наполнением мобильного приложения). С марта 2013 г. в проектной команде работает 9 человек: руководитель, сценарист, 3 дизайнера, автор контента для мобильного приложения, PR-специалист, специалист по договорной работе и снабжению выставки, историк. Также в проекте задействовано в рамках практики, курсовых и дипломных проектов 15 студентов-дизайнеров трех вузов Екатеринбурга, 4 студента специальности «Туризм», 2 студента специальности «Менеджмент в сфере культуры». Основной информационный ресурс проекта – это группа Вконтакте (vk.com/travelmuseum) – более 730 участников на начало марта 2013 г. В группе вывешивается информация обо всех мероприятиях проекта, фото и видео-отчеты, проводится сбор историй и артефактов для выставки. Также существует страница проекта в фейсбук и инстаграмм. Для обсуждения рабочих вопросов членами команды проекта существует отдельная группа и ветки Вконтакте. Учитывая специфику проекта, продвижение строится на стратегиях и инструментах btl-коммуникаций. Среди них выделяются прямой маркетинг и специальные мероприятия. Прямой маркетинг предполагает выход на ключевых персон – агентов влияния в среде целевой аудитории. Для нас – это известные путешественники, медийные личности, геоблогеры, директора крупных туристских фирм, руководители туристских клубов. Идет целевая работа с представителями этой аудитории, система личных встреч, приглашение их на событийные мероприятия проекта. Событийный маркетинг предполагает как создание собственных мероприятий, так и участие в крупных городских проектах. Целью мероприятий PR-характера является вовлечение новых людей в проект, сбор интересующего нас контента, формирование позитивного отношения к проекту. В июле –2013 – январе 2014 гг. проведены:
Из данных мероприятий наиболее время затратными, с точки зрения финансовых и людских ресурсов, оказались месяц Франции в УрФУ и презентация проекта во Всемирный день туризма. Они же дали наибольшую отдачу – количество людей узнавших о проекте, вступивших в группу проекта Вконтакте, собранного контента. Минимальную эффективность имели конкурсы Вконтакте и Неделя туризма в лицее № 110. Также за этот период отдано в печать 5 научных статей по разным аспектам реализации проекта (в том числе запланировано выступление на трех научных конференциях, две из которых международные). Планируется участие в Ночи музеев и проекте Библионочь. Партнеры В начальный период проекта ставка была сделана на привлечение студентов и преподавателей ВУЗов Екатеринбурга. Проект был презентован на 8 кафедрах 4 ведущих ВУЗов города: Уральский федеральный университет, Уральский государственный педагогический университет, Гуманитарный университет, Екатеринбургская академия современного искусства. Отношения с большинством из них подтверждены договорами о сотрудничестве. В рамках практики или выполнения учебных работ в проекте в течение июля-декабря 2013 г. приняли участие более 250 студентов Екатеринбурга. В качестве дипломной работы разные аспекты проекта выбрали 6 студентов трех ВУЗов города. Наибольшая эффективность привлечения студентов наблюдалась в реализации двух направлений проекта: а) разработка стартовой концепции выставки в июле 2013 г. б) подготовка интерактивной выставки «Месяц Франции» в Уральском федеральном университете в декабре 2013 г. Тем не менее в целом, несмотря на многочисленность участников из сферы высшего образования, их реальный вклад в проект оказался не столь значимым, как планировалось. Основными проблемами стали: а) недостаточно высокое качество работ, выполняемых студентами; б) несоблюдение студентами сроков работ; в) большие временные издержки на организационно-управленческую деятельность, связанную с руководством работой студентов в проекте. В связи с этим с декабря 2013 г. принято решение о переходе на локальное взаимодействие с наиболее эффективными партнерами в ВУЗах. Сделан акцент на привлечение специалистов на выполнение ряда задач, которые предполагалось решить силами студентов (это связано также с тем, что были привлечены дополнительные средства на реализацию проекта). Помимо заявленных в проектной заявке к участию в создании выставки «Искусство путешествий» привлечены следующие партнеры: а) информационный культурный центр Японии, б) кафедра востоковедения УрФУ, в) две французские гимназии (№№ 39 и 212), г) федерация спортивного туризма Свердловской области, д) дайв-центр «Тритон», е) журнал «Уральский следопыт», ж) клуб автопутешественников Екатеринбурга, з) туристический клуб «Уральские тропы», е) частные трэвел-фотографы Екатеринбурга. Спонсоры В качестве спонсоров в рамках реализации акции проекта «Месяц Франции в УрФУ» привлечены туроператор «Веди Тур Групп», сеть кофе-пекарен «Французский пекарь» и «Альянс Франсез». В качестве спонсоров выставки привлечены турфирмы Екатеринбурга, которые закупили более 1000 билетов на нее в качестве подарка свои клиентам. Круг партнеров в этом сегменте расширяется. Также планируется выход на магазины туристического снаряжения, компании, специализирующиеся на продаже чемоданов и дорожных аксессуаров - возможных призов участникам конкурсов, проводимых с помощью мобильного приложения выставки (конкурс виртуальных авторских экспозиций на тему путешествий). Идут переговоры с операторами сотовой связи как возможными спонсорами прокладки Wi-Fi в музее. Работа со спонсорами ведется специалистом по PR и руководителем проекта. Перспективы развития В течении апреля-середины мая 2014 г. планируется создание остальных залов выставки (общая площадь – 500 кв.м.), наполнение контентом мобильного приложения, привлечение спонсоров, волонтеров на работу в рамках выставки. Также будут продолжаться встречи с путешественниками, выявление новых экспонатов и историй. Открытие выставки намечено на 14 мая 2014 г. К этому времени будет разработана программа социологических исследований поведения посетителя и восприятия им созданного музейного продукта. В конце мая запланирован большой межмузейный семинар с приглашением ведущих российских специалистов по проектам в духе «культуры участия». Выставка выступит дискуссионной и исследовательской площадкой для его участников. Также в данный момент запускается проект Виртуального музея путешествий, который станет первой региональной тематической площадкой, объединяющей экспонаты разных музеев Свердловской области в едином информационном пространстве. Помимо артефактов из своих фондов музеям предлагается выявить истории и предметы, связанные с путешествиями представителей местного сообщества. Статья опубликована в Справочнике руководителя учреждения культуры. 2014. № 07. | |
Просмотров: 792 | |
Всего комментариев: 0 | |